A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Интервью с Амиром Ермановым, режиссером спектакля "Тео возвращается домой"

"Нет ничего лучше, чем возвращаться туда, где ничего не изменилось, чтобы понять, как изменился ты сам" (Роберт де Ниро).

Амир, чем вам, молодому режиссеру, близка пьеса Гули Насыровой про 40-летнего (а в спектакле 60-летнего) человека?

Пьеса Гули Насыровой тронула тем, что у меня, как и у главного героя, периодически возникают в памяти греющие душу образы детства. Тогда в процессе игры все мы создавали некий мир, постоянно озвучивая и оживляя различные объекты, будь то куколки, камешки,  спичечные коробки. Будучи ребенком, мы, не подозревая, создавали свою Мечту. Повзрослев, многое забывается. Вернувшись в дом, где вырос, где представлял свой идеальный мир, ты вдруг находишь себя настоящего. Пьеса Гули Насыровой о том, как человек находит себя. "Тео возвращается домой" - возвращается туда, откуда начинал. Да, в процессе жизни он немного не туда свернул, но потом "вырулил". Неважно, сколько тебе лет - 30, 40 или 60. Вернись к истокам, если ты потерял свою Мечту. Я моложе Тео по возрасту, но мне уже приходилось менять жизнь для достижения Мечты.

Поэт, сценарист и режиссер Геннадий Шпаликов в своем известном стихотворении писал: "По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище Выглядит вполне, не найти того, что ищем, Ни тебе ни мне…". Тео в пьесе Гули Насыровой приходит к выводу, что возвращаться в дом детства необходимо. Какая точка зрения вам ближе?

Геннадий Федорович Шпаликов великий человек, мне сложно с ним спорить. У каждого своя философия жизни. Мне на сегодняшний день в свете этой пьесы понятно одно: человек все время к чему-то стремится, хочет быть успешным и счастливым,  зачастую не замечая, что счастье здесь, рядышком. Поэтому и полезно вернуться к точке отсчета - места, где ты начал свой жизненный путь.

На какой возраст, по-вашему, рассчитан спектакль?

Конечно, в первую очередь, это спектакль для взрослых. Тут история про людей, у которых есть жизненный опыт. Я бы поставил возрастной ценз  16+ или 18+. Хотя даже ребенок может что-то понять. Со мной сидела пятилетняя девочка Соня, и она сказала, что ей очень нравятся пауки, потому что "они забавные". Мне кажется, что слово "забавно" для детей очень важно. Они приходят на спектакль и отдыхают, веселятся, смеются над той или иной ситуацией. Потом, когда маленькие зрители вырастут и встанут перед выбором жизненного пути, может быть, они вспомнят этот спектакль, и все непонятные моменты "склеятся" и станут понятны. Детский мозг особенно все запоминает, а потом с возрастом выдает "ответы".

Вы уже ставили эту пьесу ранее в другом театре? Если да, то в чем отличие

предыдущего спектакля от "ивановского"?

 

Пьеса "Тео возвращается домой" возникла на Лаборатории "Маленькая драма" в Московском государственном областном театре кукол. Мне предложили выбрать пьесу и сделать коротенький эскиз. Я прочел множество пьес, но именно "Тео…" меня "зацепил". Я сделал небольшой эскиз минут на 40 и пригласил актеров из Московского областного театра кукол, театра кукол имени Образцова и театра Романа Виктюка. За семь дней мы собрали эскиз, который увидели актеры Ивановского театра кукол и его директор Сергей Валерьевич Ригерт. Он-то и пригласил меня в Иваново поставить "Тео возвращается домой". Тот эскиз на Лаборатории очень помог при постановке полноценного спектакля , я получил невероятную возможность проверить, сравнить и улучшить некоторые моменты.

Что бы вы пожелали постановочной группе "Тео…"?

Я бы пожелал не расслабляться после премьеры, а продолжать работать, размышлять над пьесой, над тем, что и почему говорим, как действуем. Стараться больше разбираться в персонаже, т.е. не проигрывать роль механически, мол, меня здесь режиссер попросил так сыграть, а понять, почему это нужно. Желаю артистам перед каждым спектаклем задавать себе такие "неудобные" вопросы и пытаться находить на них ответы.

 

На что бы вы обратили внимание зрителей?

 Пусть зритель, придя на спектакль "Тео возвращается домой", на какое-то время забудет о своих проблемах, страхах, переживаниях и вспомнит себя маленькими. Может быть, он найдет в нашей постановке точки соприкосновения с собой, вдруг он тоже раньше заглядывал под кровать и с ужасом ждал, что оттуда кто-то вылезет. Или боялся темноты, или играл тенью с помощью горящей свечки или фонарика. Мне кажется, это отвлечение поможет на какое-то время освободиться от того груза, который сейчас наверняка у всех в голове из-за тяжелой ситуации в мире и в каждом из нас.

В заключении разговора я хочу поблагодарить коллектив Ивановского областного театра кукол, лично Елену Энгельсовну Иванову и Сергея Валерьевича Ригерта за то, что пригласили меня на осуществление моей маленькой мечты - поставить полноценный спектакль "Тео возвращается домой". Всем-всем-всем огромное спасибо за сотрудничество!

Мы в свою очередь благодарим Амира Ерманова за интервью и надеемся, что у спектакля "Тео возвращается домой" впереди долгая успешная творческая жизнь в Ивановском театре кукол!

Дата публикации: 8 октября 2020